День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Наследие Мнемозины

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/vzroslym-o-detyakh/nasledie-mnemoziny#sigProGalleria6f15b9ce4c
joomlamodniyportal.ru

  Известный русский педагог и писатель Константин Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Данный подход – мнемотехника – является одним из популярных для развития дошкольников.

Речь важна и нужна

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

  Но, к сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников – явление очень редкое.

  С речью у детей существуют множество проблем:

– недостаточный словарный запас и, как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

– бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

  Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, появляются трудности при обучении связной речи. Детям трудно сосредоточить свое внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, они не могут одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Смысловое запоминание

С каждым днем все популярнее становится такое направление для развития детей, как мнемотехника. Древнегреческую покровительницу памяти и рассуждений звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. Мнемотехника основана на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. И если в работе по обучению детей связной речи использовать приемы мнемотехники, то это поможет ребенку расширить его словарный запас, он научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли и в итоге быть более общительным.

  Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

  Особенно данный метод подходит для обучения малышей, у которых диагностировано общее недоразвитие речи (ОНР). Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Секреты мнемотехники

Мнемотехника для малышей как результативный метод запоминания обычно осваивается на простых примерах.

  Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

  Затем можно усложнять задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.

  И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблица. Это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное – букв, цифр, предметов), по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.

  Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

  Мнемотаблицы могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, на формирование понятий о временах года и т. д.). Это могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Н. Сатирская, логопед-дефектолог
Фото из интернета

  • 064 (1228) 16.08.2017

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru