Известный русский педагог и писатель Константин Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Данный подход – мнемотехника – является одним из популярных для развития дошкольников.
Речь важна и нужна
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников – явление очень редкое.
С речью у детей существуют множество проблем:
– недостаточный словарный запас и, как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
– бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, появляются трудности при обучении связной речи. Детям трудно сосредоточить свое внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, они не могут одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Смысловое запоминание
С каждым днем все популярнее становится такое направление для развития детей, как мнемотехника. Древнегреческую покровительницу памяти и рассуждений звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. Мнемотехника основана на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. И если в работе по обучению детей связной речи использовать приемы мнемотехники, то это поможет ребенку расширить его словарный запас, он научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли и в итоге быть более общительным.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Особенно данный метод подходит для обучения малышей, у которых диагностировано общее недоразвитие речи (ОНР). Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Секреты мнемотехники
Мнемотехника для малышей как результативный метод запоминания обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем можно усложнять задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблица. Это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное – букв, цифр, предметов), по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Мнемотаблицы могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, на формирование понятий о временах года и т. д.). Это могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Н. Сатирская, логопед-дефектолог
Фото из интернета