Исследования в шести городах
Всего исследования проводились в шести городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Эти города выбрали сторонники «Гринпис России» из списка городов, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу. На призыв экологов отозвались более четырех тысяч волонтеров. Они провели измерения на 18 оживленных перекрестках – по три в каждом городе. Их также выбирали с помощью интернет-голосования. На каждом перекрестке измерения велись в течение 24 часов и нормировались с учетом российских стандартов.
В Нижнем Новгороде в качестве самых загрязненных были выбраны перекрестки улицы Белинского – проспекта Гагарина, проспекта Ленина – улицы Новикова-Прибоя и Сормовского и Московского шоссе. Исследование «Гринпис» показало, что в воздухе превышена концентрация опасных веществ: диоксида азота, монооксида азота и приземного озона.
– Превышения предельно допустимых концентраций одного или нескольких загрязняющих веществ были зафиксированы в 17 из 18 точек, где проводились измерения, – сообщили в организации «зеленых».
Причем, по мнению специалистов «Гринпис», главный источник вредных выбросов – транспорт, а не промышленность.
Уменьшить загрязнение
– Получив результаты независимых исследований, мы надеемся достучаться до властей и добиться перемен, – прокомментировала исследования руководитель проекта «Гринпис воздух» Полина Малышева.
«Гринпис России» предлагает властями городов, в которых в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу, принять меры по уменьшению загрязнения воздуха. Для этого предлагается:
– создать вокруг социально важных объектов зоны, куда будет запрещен въезд неэкологичного транспорта;
– рекомендовать перестать закупать дизельный общественный транспорт и разработать прогрессивную транспортную политику, которая позволит снизить уровень загрязнения воздуха;
– рекомендовать жителям меньше передвигаться на личном автотранспорте.
– Многие уже не могут представить себе жизни без личного автомобиля: выбираются на нем на природу, забирают детей из школы, ездят за покупками на неделю, – отмечают экологи. – Но даже самые большие автолюбители не рады стоять в пробках, особенно в центре города, где историческая застройка мешает создать современную дорожную сеть, рассчитанную на то количество автомобилей, которое есть у жителей.
«Экологические зоны»
По мнению «зеленых», создав зоны с ограниченным въездом неэкологичного транспорта, власти разгрузят улицы и сделают воздух чище. Причем предлагается запретить проезд не всех машин, а только тех, которые сильнее всего загрязняют воздух и не соответствуют высоким стандартам «евро».
«Экологические зоны» становятся все более популярными. В странах Евросоюза эту меру считают эффективной. Такие зоны действуют уже более чем в 400 городах Европы, включая Берлин, Кельн, Милан, Роттердам, Брюссель и Стокгольм. Этому примеру следуют и крупные города Латинской Америки и Китая.
По словам экологов, в Лондоне уже давно действуют ограничения на проезд грузовиков и микроавтобусов, а с 23 октября появилась зона, которая затрагивает легковые автомобили. Там по будням в рабочее время владельцы автомашин ниже стандарта «Евро-4» должны платить 10 фунтов в день, если хотят заехать в центр города. Правда, у людей, проживающих в центре, есть возможность получить скидку 90%.
К сентябрю 2020 года подобные меры будут введены в Лондоне для всех дизельных машин ниже «Евро-6» и бензиновых ниже «Евро-4», действовать такие меры будут 24 часа в сутки и 365 дней в году. По расчетам властей, к 2025 году это позволит снизить выбросы оксидов азота по всему городу более чем вдвое.
– Такое решение мэрия Лондона приняла после успешной кампании «Гринпис» Великобритании, – сообщают «зеленые».
Мягкое внедрение и альтернатива
Такие ограничения можно ввести и в России, считают экологи. Ничего выдумывать для этого не нужно – законодательная база уже существует. Знаки с ограничением на въезд неэкологичных автомобилей появятся в правилах дорожного движения уже с 1 июля 2018 года. Власти просто должны определить зоны, где они должны появиться, и установить их.
– Конечно, нельзя просто ограничивать владельцев личных автомобилей и не предлагать ничего взамен. Регулирование должно быть мягким, и у людей обязательно должны быть доступные и удобные альтернативы, в первую очередь общественный транспорт, – заявили в «Гринпис».
Как обезопасить себя и детей
Известно, что от выхлопных газов больше всего страдают дети. Что делать, чтобы уменьшить вред? Вот какие советы дают «зеленые».
– Во время прогулок с детьми старайтесь избегать больших дорог: рядом с ними воздух особенно загрязнен. Почти для каждого маршрута можно найти альтернативу в виде тихих дворов и маленьких улочек.
– В ожидании зеленого цвета светофора стойте как можно дальше от обочины – перейти все равно успеете, а лишними выхлопными газами не надышитесь.
– Если дорога идет под уклон, идите со стороны потока, едущего вниз. Взбираясь на холм, автомобили используют больше топлива, а значит, воздух там будет хуже.
– Не назначайте встречи рядом с крупными дорогами и перекрестками. Иногда приходится ждать минут по двадцать, а то и больше, так что лучше выбрать место подальше от оживленной трассы.
Дарья Светланова
Фото Елены Шаповаловой и из интернета