День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Алгоритм обмана

Ежегодно россияне отдают мошенникам все больше средств. Если в 2020 году – около 10 млрд рублей, то в 2023-м – уже почти 16 млрд. Причем половину – 8 млрд – наши сограждане перечислили мошенникам в результате телефонного разговора. Как себя обезопасить? Об этом в нашем материале.

Почему люди верят мошенникам?

Как отмечают в Ассоциации российских банков, вопреки расхожему мнению, что попадают на удочку мошенникам в основном пожилые люди, больше всего среди жертв тех, чей возраст от 22 до 44 лет. Правда, теряют они от общения с аферистами не очень много – в среднем 15–16 тысяч рублей. Основной контингент пострадавших, как ни странно, – мужчины. Чаще всего со средним образованием, проживающие в городе. Люди с высшим образованием попадаются на обман чуть реже.

Алгоритм, по которому действуют аферисты, вне зависимости от того, что они говорят, одинаков для различных групп населения – от пожилых до молодых. Задача мошенника – позвонить, напугать, а когда человек будет уже плохо соображать – предложить ему «план спасения». Итогом данного «плана» должен быть перевод средств на определенный мошенниками счет.

– Почему люди верят мошенникам? – задает вопрос председатель комитета Ассоциации российских банков по повышению уровня финансовой грамотности Максим Семов.

По его словам, есть шаблоны поведения, которые и задействует социальная инженерия. Например, только два процента мам, если ребенок не отвечает на звонок, думают, что у него разрядился телефон, а 50 процентов – что ребенок где-то умирает. Физиологию испуга и берут на вооружение мошенники. Они разрабатывают алгоритмы разговора с потенциальной жертвой, в зависимости от ее ответа строят беседу. Если жертва не пугается, то задействуют другую схему обмана. Ведь практически у каждого есть слабое звено, на которое можно надавить.

Не верить звонящим

Часто люди спрашивают, откуда мошенники знают персональные данные, а иногда даже сумму на счете? Максим Семов привел пример. Звонят человеку якобы из МВД, говорят: «Произошел взлом базы данных такого-то банка. Мы проводим расследование и проверяем, есть ли вы в числе пострадавших. Назовите ваши фамилию-имя-отчество, паспортные данные». Человек пугается и диктует. После этого ему говорят: «Все нормально, можете не переживать». Сбор информации произошел, а человек этого мог даже не заметить.

Похожая ситуация сейчас происходит с многочисленными взломами аккаунтов на Госуслугах. Надо понимать, что там содержится вся конфиденциальная информация, касающаяся конкретного человека. Между тем постоянно правоохранительные органы сообщают о том, что кто-то сказал код из СМС. В итоге злоумышленники получили доступ к персональной информации. Да, людей обманули под предлогом продления абонентского договора. Но ведь постоянно говорится, что по телефону нельзя никому, кем бы ни представлялся звонящий, сообщать коды из СМС.

По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), которые озвучил председатель комитета Ассоциации российских банков по повышению уровня финансовой грамотности, 67 процентов опрошенных разговаривали с аферистами. А еще 17 процентов получали СМС. Причем, по информации Superjob, 18 процентам опрошенных аферисты звонят ежедневно, 11 процентов теряли деньги, еще 8 процентов наших соотечественников теряли деньги несколько раз. Как отмечает эксперт, когда человек потерял деньги, потом с ним связываются люди, которые представляются юристами, и предлагают свою помощь в возврате украденных средств. Такая схема называется «постмошенничество». И человек, который «юристам» поверил, теряет деньги еще раз.

Не разговаривайте с неизвестными

В настоящее время, как отметил эксперт, 10–15 процентов россиян являются жертвами мошенников. Остальные чаще всего слушают, разговаривают с ними, но не реагируют.

– С одной стороны, можно радоваться этому, – заметил Максим Семов. – С другой – это тот потенциал, который могут обмануть. Ведь у нас только 10–15 процентов людей умудряются после телефонного звонка мошенника перевести восемь миллиардов рублей.

Но есть в нашей стране и те, кто любит «троллить» аферистов. Причем они еще и чувствуют себя героями, говорят: «Я сегодня полчаса разговаривал с мошенником, спас 20 бабушек». Эксперт объясняет, почему это не так.

– Чем дольше мы разговариваем с мошенниками, тем сильнее они становятся в будущем, – объясняет Максим Семов.

Мы уже писали, что мошенническая индустрия (а это большой криминальный бизнес!) строит свою деятельность на основе алгоритмов поведения человека. И если кто-то в имеющийся у аферистов алгоритм не укладывается, то на основе разговора с этим человеком строится новый алгоритм, который дополняет старый. В итоге в будущем мошенники смогут обмануть уже не 20 «бабушек», а 30 или 50.

По словам эксперта, единственно правильный вариант – это не общаться с мошенником. Если вам позвонили, вы взяли трубку, уточняйте, кто звонит, из какой организации, с какой целью, а дальше… просто кладите трубку. Надо понимать, если вы в Центральный банк России не обращались, то звонить вам оттуда никто не будет, то же самое с правоохранительными органами. Если вы сомневаетесь в сохранности своих денег – позвоните в свой банк самостоятельно. Для звонков в полицию существует номер – 102. И еще пожилым людям эксперты советуют подключить сервис «второй руки», чтобы близкие смогли остановить перечисление средств.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

Цифры

По данным пресс-службы ГУ МВД России по Нижегородской области, за прошедшую неделю в регионе зарегистрировано 141 преступление, совершенное с использованием различных схем мошенничества. Больше всего злоумышленники использовали схемы: «Звонок от службы безопасности банка» – 47 случаев, «Срок действия вашей сим-карты заканчивается» – 28 случаев, «Предложение дополнительного заработка» – 14 случаев, а также иные. Общая сумма ущерба в результате обмана составила свыше 64 млн рублей.

Важно!

Никому ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону полные реквизиты банковской карты, включая трехзначный код с обратной стороны, а также ПИН-коды, кодовые слова и пароли из СМС, паспортные данные.

Получив звонок из какой-либо организации со срочным вопросом или предложением, положите трубку и позвоните туда сами по телефону с официального сайта. По данным правоохранителей, они никогда не просят по телефону совершать какие-либо действия, связанные с денежными средствами и движением финансовых средств по счетам.

Не переходите по ссылкам из сообщений, которые пришли от неизвестных вам людей и организаций, не переводите им деньги.

Не соглашайтесь с ходу ни на какие «заманчивые предложения», проверьте в интернете информацию о компании и «уникальной акции», которую рекламируют.



  • 036 (2013) 03.05.2024

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

041 (2018) 15.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru