День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

В гостях у белых медведей

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/mir-bez-granits/v-gostyakh-u-belykh-medvedej#sigProGalleriaabce62b527
joomlamodniyportal.ru

В конце декабря 2017 года в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода прошла встреча с нижегородцами, побывавшими в разное время на атомных ледоколах на Северном полюсе. Ее участники показали уникальные фотографии, поделились воспоминаниями. А кроме того, рассказали об истории атомного ледокольного флота России, а также о спуске на воду 60 лет назад первого ледокола «Ленин».

От «Ленина» до «50 лет Победы»

 История отечественного атомного ледокольного флота началась со строительства и ввода в эксплуатацию первого в мире атомного ледокола «Ленин». Решение о его строительстве было принято весной 1953 года, а 5 декабря 1957-го корабль уже спустили на воду, и началась его достройка. В 1958–1959 годах на «Ленине» смонтировали ядерную энергетическую установку, а 3 декабря 1959 года судно после испытаний вступило в строй. Летом 1960 года атомный ледокол ушел в свою первую навигацию.

 «Ленин» совершил шесть навигаций. На самых сложных участках Северного морского пути провел более 400 судов. Однако, как отметил главный конструктор ОКБМ имени Африкантова Юрий Фадеев, на начальном этапе применялось слабое техническое решение. И в 1965 году произошла сначала одна авария (тогда реактор пришлось заменить), а в 1967 году – вторая. Ядерное «сердце» снова пересадили, и ледокол продолжил работать. Только в 1989 году его вывели из эксплуатации, а в 2005-м поставили на вечную стоянку в Мурманске и переоборудовали в музей.

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят ледоколы, способные ломать лед до 2,8 метра. Это два атомных ледокола «Ямал», «50 лет Победы» с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил, атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил и пять судов технологического обслуживания. Атомный ледокол «Советский Союз», введенный в эксплуатацию в 1989 году, находится в резерве.

Причем ледокол «50 лет Победы» – это крупнейший в мире ледокол. Он введен в эксплуатацию в 2007 году, оснащен цифровой системой автоматического управления нового поколения. На судне создан даже экологический отсек, где имеется оборудование для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности.

Кроме того, эксплуатируются сейчас ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил, которые могут входить в устья крупных рек и ломать ледовое покрытие толщиной до 1,8 метра. Они были введены в строй в 1989 и 1990 годах.

Юбилей на Северном полюсе

40-летию достижения советским ледоколом «Арктика» самой северной отметки Земли была приурочена экспедиция, которая проходила с 13 по 23 августа 2017 года. В ней приняли участие депутаты Государственной Думы России, представители промышленных предприятий, ветераны атомного ледокольного флота и журналисты. Одним из них стал редактор и ведущий рубрики «Лица Росатома» медиахолдинга «Страна Росатом» Егор Верещагин. На встрече со студентами он поделился своими впечатлениями от этого удивительного путешествия, показал репортаж, который съемочная группа сделала после экспедиции, а также собственные фотографии.

– Мы вышли из Мурманска и стали двигаться в сторону Северного полюса, – сообщил Егор Верещагин. – В конце лета в Арктике царит полярный день, ночью светло, как днем, льда сравнительно немного, но айсберги встречаются. Чтобы обойти их, экипаж несет на мостике круглосуточную вахту: высматривают глыбы льда и стараются сохранить с ними дистанцию. Идти стараются по разводью – водному пути между льдами, поэтому к полюсу судно продвигается зигзагами.

Увидев белых медведей, экипаж останавливает ледокол, чтобы понаблюдать за ними. А мишки, самые крупные сухопутные хищники на планете, вовсе не боятся такой махины, подходят совсем близко в надежде получить лакомство. Но кормить их строго запрещено – надо держать дистанцию между опасным хищником и человеком.

Своей цели – крайней точки планеты – экспедиция достигла не за четыре дня (обычное времяв пути от Мурманска до Северного полюса), а всего за 79 часов, установив тем самым мировой рекорд.

– Просто пришли быстрее, чем обычно, – скромно заметил капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов. – Это в наших возможностях.

 Лето в Арктике

Северный полюс расположен в центре Северного Ледовитого океана. Там круглый год дрейфуют мощные многолетние льды. Средняя температура зимой около минус 40 градусов, летом – примерно 0 градусов. Полярный день на Северном полюсе продолжается приблизительно с 18 марта по 26 сентября, полная полярная ночь – с 14 ноября по 30 января. Остальное время – сумерки. Там солнце встает и садится только раз в году, а все линии долготы сходятся в одной точке.

Какое же оно, арктическое лето? Участники экспедиции побывали на Северном полюсе в августе, так сказать, в бархатный сезон. На полюсе нет мобильной связи, Интернета и телевидения, поэтому ничто не отвлекает, с одной стороны, от уединения и умиротворения, а с другойот великолепного вида вечных льдов за бортом. Солнце не садится за горизонт, но вокруг – зима, пейзаж всех оттенков белого. Вот такое оно, лето на Северном Ледовитом океане. И те, кто там побывал, уверяют, что хоть раз в жизни повидать это стоит.

«Абсолютное безлюдье, неизменно царящее вокруг многие сотни лет, заставляет как бы выворачиваться наизнанку, обращать взор на свой внутренний мир, и тончайшие струны души человеческой неизбежно меняют свой строй, соприкасаясь с вечностью», – написал Егор Верещагин в своем дневнике, который вел во время экспедиции.

Поднятие флага и купание в океане

 Когда участники экспедиции прибыли на Северный полюс, они подняли государственный флаг и обошли самую северную точку Земли.

– На Северном полюсе постоянный дрейф, и там нельзя зафиксироваться. Судно относит постоянно, – отметил Егор.

По его словам, фактически на полюсе участники экспедиции были пару секунд. Затем нашли ледовое поле в районе полюса, установили там знак и начали праздновать.

 – Поднятие государственного флага и символическое кругосветное путешествие – вещи традиционные, – рассказал журналист. – А вот крестный ход вокруг земного шара – действие очень редкое. Его совершил епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко), уникальный человек, который постоянно кочует по территории северного края. Он регулярно сопровождает путешествия, освятил храм в Антарктиде, а пять лет назад – Северный полюс.

После крестного хода желающие искупались в Северном Ледовитом океане. Смельчаки, обвязавшись тросом, ныряли в ледяную воду.

– Ощущения бодрящие, ибо как выходишь из воды – соль на тебе кристализуется, и в сочетании с морозом ты как будто инеем покрываешься, – вспоминает Егор.

Когда еще представится возможность искупаться на Северном полюсе!

– По дороге обратно на юг мы видели моржей, – продолжает свой рассказ Егор Верещагин. – В отличие от медведей они вовсе не рады близости человека. Моржи – первые предвестники Земли Франца-Иосифа – первой земли на нашем пути.

Затем участники экспедиции отправились обратно в Мурманск, а оттудапо домам.

Ледокольный флот нужен

– Главной целью экспедиции было показать представителям власти, что атомный ледокольный флот России нужен, без него в Арктике делать нечего, – отметил участник экспедиции капитан дальнего плавания Александр Баринов, который почти 40 лет проплавал на атомных судах. – И, кажется, это удалось.

На встрече в Информационном центре по атомной энергии Нижнего Новгорода специалисты рассказали, что Россия лидирует по количеству ледоколов в мире. Атомный ледокольный флот есть только у нас. И суда с ядерным реактором способны решать задачи, которые не под силу другим ледоколам.

– Для России Арктика является важным судоходным районом. Северный морской путь связывает европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных рек Сибири в единую транспортную систему, способствует развитию северных территорий страны. И роль Арктики будет только возрастать, поскольку она становится очень важным международным судоходным районом, – отмечают специалисты.

По их словам, перевозка грузов в Европу и Азию возможна именно по Северному морскому пути. И объемы перевозок будут только возрастать. Причина этому – более короткий путь через Северный полюс. Например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около шести тысяч миль, а через Суэцкий канал по существующему ныне пути – более 12 тысяч миль.

На данный момент в России планируется построить и ввести в эксплуатацию еще три ледокола. Это «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Два из них уже спущены на воду, достроить их планируется в 2019 и 2020 годах. А третий ледокол «Урал» – в 2021 году. Как отмечают специалисты, замена старых ледоколов на новые необходима, чтобы доставлять ресурсы, добытые в арктической зоне.

Светлана Муратова

Фото Егора Верещагина и ИЦАЭ

Из дневника Егора Верещагина о путешествии на атомном ледоколе «50 лет Победы» из Мурманска к Северному полюсу:

15 августа

С утра начался лед. Местами он ярко-синий, местами серый и бирюзовый.

Нас окружают льдины, плавающие по воде. Некоторые из них выступают примерно на метр, некоторые утоплены под воду.

Качка прекратилась.

Прошли 80-ю параллель, идем строго между Землей Франца-Иосифа (здесь этот архипелаг называют ЗФИ) и Шпицбергеном.

Вдали видим мишку, он желтоватый на фоне белого льда. Он от нас уплывал, вылезал на льдины и снова нырял.

 16 августа

Когда ледокол наезжает на большие льдины, его довольно сильно трясет и качает. Как будто на безумном поезде. Особенно это ощущается на нижней палубе.

Ночь с 16 на 17 августа

В 01:00 по Москве достигли 90 градусов северной широты, то есть Северного полюса. С третьего раза (первые два раза промахивались).

Капитан Дмитрий Лобусов и полярник Виктор Боярский раскурили по трубке.

Когда достигли точки, дали гудок, и практически все пасса жиры высыпали на палубу бака (то есть на нос).

Люди радовались – и те, кто не был на полюсе, и те, кто был на нем много раз. Шампанского хватило на всех.

  • 001 (1273) 10.01.2018

Свежий номер

Свежий номер

001 (1273) 10.01.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru