День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Новая тенденция в Арсенале

В конце декабря в ГСЦИ «Арсенал» состоялось открытие сразу трех выставок: «Движение воображения. Новая авторская анимация», «Современная графика по Брайлю» и «Космопорт “Стригино, 3”». Открытие сразу трех выставок, посвященных особому зрителю, можно назвать новой тенденцией нижегородского музея современного искусства.

Современная авторская анимация

– Последний вернисаж уходящего года – это всегда момент очень трогательный, мы все очень взволнованны. Мы провожаем еще один год и начинаем новый. У нас сегодня открываются сразу три выставки, с одной стороны, очень разные, очень друг от друга отличающиеся, но с другой – имеющие сквозную тему, и тема эта вполне новогодняя – особый зритель, – рассказала директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе Росизо Анна Гор.

Открыла вернисаж экспозиция «Движение воображения. Новая авторская анимация», которая входит в программу выставок, мастер-классов, лекций и студийных занятий, посвященных современной графике и графическому наследию, под названием «Графический кабинет». Куратором этой программы является Евгений Стрелков, именно он со своими коллегами и подготовил эту выставку.

Сегодня российская анимация занимает значимое место в мировом кинематографе, и режиссеры из России часто получают престижные награды различных анимационных фестивалей. Современная авторская анимация имеет одну отличительную черту – режиссеры зачастую являются и художниками своих собственных работ. Так что изобразительное решение влияет и задает характер пластичности движений, манеру повествования и непосредственно влияет на сам сюжет.

Выставка «Движение воображения» знакомит с несколькими современными российскими режиссерами-художниками, фильмы которых отличают нестандартные графические, а также технические приемы. Сейчас благодаря компьютерам таких авторов становится все больше, так как технически анимацию стало делать проще. Но, несмотря на это, создание таких мультфильмов – огромный труд. В среднем каждый из представленных мультфильмов снимался примерно год. Одна секунда анимации – это от 12 до 25 кадров, нарисованных вручную, получается, что каждый короткометражный мультфильм – это тысячи и тысячи кадров. Отсюда и такое огромное количество сопутствующего материала в виде рисунков, раскадровки и прочего. Поэтому в экспозиции «Движения воображения, помимо самих анимационных фильмов (на выставке их представлено 14), имеются также и их эскизы, рисунки, кадры, коллажи и т. д.

– Выставка такого типа абсолютно уникальна, ведь мы рассказываем о феномене режиссера-художника – это когда художник сам создает свои мультфильмы. Продукт крупной студии – это совместная работа режиссера, художников, операторов, он хорошо продается, его показывают в кинотеатрах, он собирает кассы. Но есть еще и другой вид анимации, который существует параллельно коммерческой, – это анимация, созданная самими художниками. Это совершенно уникальные авторы, которые мыслят именно как художники, исходят из своих визуальных авторских идей, поэтому их фильмы совершенно разные, они сделаны в разных техниках. Их работы успешно идут на международных фестивалях, но широкой публике неизвестны. Мы надеемся, что благодаря выставке их творчество станет известно большому кругу людей. А кого-то, может быть, подвигнет на создание собственного короткометражного фильма, – рассказала куратор выставки Надежда Свирская.

«Увидеть» графику на ощупь

 Следующая выставка – «Современная графика по Брайлю» – посвящена проблемам адаптации людей с ограниченными возможностями. Она создавалась для того, чтобы помочь незрячим и слабовидящим людям ощущать и тем самым воспринимать современное искусство.

Основой экспозиции являются трехмерные модели, прикоснувшись к которым можно на ощупь понять, что на них изображено. Все произведения, которые представлены на данной выставке, объединены одой идеей – идеей графического. Для проекта было очень важно продемонстрировать развитие искусства графики, ее отличительные черты. Сможет ли индивидуальная интерпретация, которая должна быть основана на личном опыте, передать те чувства, которые испытывает зрячий человек, глядя на то или иное произведение искусства? Этот вопрос – главный для организаторов выставки, которые, кстати, приехали к нам из Перми.

– Мы с вами привыкли к тому, что в музей современного искусства и вообще в музей визуального искусства приходят люди, которые видят. Но частые посетители больших мировых музеев – люди незрячие или слабовидящие. Они имеют то же самое право на знакомство с культурным наследием, как и все остальные люди без особенностей. Очень важно, чтобы музеи это понимали. Наш музей пару лет назад придумал этот проект, который был очень сложен для всей нашей музейной команды, а также для всех наших партнеров, которые были включены в этот процесс. Проект включает в себя не только искусствоведов, но и художников, скульпторов, дизайнеров, и, что особенно важно, в проект были включены наши волонтеры – это незрячие люди или люди с остаточным зернением, которые были нашими советчиками, которые помогали нам сформировать эти 3D-модели, потому что для нас, людей, которые обладают визуальным опытом, очень сложно понять, как именно эти графические произведения должны быть переведены в 3D-модель, – рассказала куратор выставки Анна Суворова.

Аэропорт будущего

«Космопорт “Стригино, 3”» – это выставка-путешествие сквозь время и пространство. Ее автор – художник Ростан Тавасиев из Москвы, и эту выставку он придумал специально для «Арсенала». Живопись, графика и скульптуры, представленные в этой части залов, представляют собой единую композицию аэропорта будущего. Все выглядит очень натурально, и, переходя из зоны в зону, ты словно путешествуешь по фантастическому миру, созванному художником.

В 2017 году Ростан Тавасиев нарисовал фантастический сериал «Капля креацина», рассказывающий об изобразительном искусстве далекого будущего. Побывав на выставке, вы вряд ли поймете сюжет этого сериала, но сможете ощутить ту атмосферу, которая царит в фантастическом мире Ростана Тавасиева.

 – Мы попытались сделать так, чтобы зритель смог эмоционально пережить основные события сериала. «Пройти путь» главного героя. Это будет путешествие. Путешествие с помощью самой волшебной энергии во вселенной – энергии воображения, – объяснили организаторы.

 Открытие трех таких разных выставок – это новая тенденция в «Арсенале», главная линия, которая связывает зрителей самых разных, самых необычных. Познакомиться с экспозициями можно до 25 марта.

 Дарья Королева

 Фото автора

Кстати

В конце 2017 года «Артгид» (интернет-ресурс, посвященный столичной художественной жизни) представил ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в современном искусстве. Директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе Росизо Анна Гор заняла 13-ю строчку рейтинга, руководитель выставочного отдела Алиса Савицкая – на 49-м месте.

  • 001 (1273) 10.01.2018

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru