День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Исповедь в галерее Futuro

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/ispoved-v-galeree-futuro#sigProGalleriac361d9db9c
joomlamodniyportal.ru

15 июня галерея современного искусства Futuro представила проект Renovatio (лат. «обновление»). Его автор – художник из Краснодара Александр Чурсин – выстраивает «тотальную» инсталляцию, при помощи световых и звуковых эффектов создавая особую атмосферу и театральность.

Рафаэль в инверсии

Одна из самых заметных работ этого проекта – «Черная картина». Это копия шедевра Рафаэля «Сикстинская мадонна», сделанная в размере оригинала, но в тональной инверсии, где черное видится как белое и наоборот. К творчеству Рафаэля российские художники, писатели и мыслители много веков обращались как к вечному источнику красоты и вдохновения. Академия художеств приобщала живописцев к опыту итальянской школы, а копирование произведений Рафаэля стало важной составляющей программы обучения.

Но если раньше «Сикстинская мадонна» была воплощением прекрасного, то «Черная картина» Чурсина в новом, «негативном» варианте показывает инверсию смыслов.

– Эта серия довольно обширная, задумывалась она давно. Магистральная тема – это исследование ужаса, эмоции, пережитые художником. А идея образа работ Рафаэля родилась уже потом, потому что это бесконечно растиражированный образ, который пленил умы наших мыслителей. Это нормальная практика – копировать именно Рафаэля для художественных вузов. И Чурсин немного со своей колокольни, в своей интерпретации – все-таки он миллениал (поколение родившихся после 1981 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. – Прим. автора), – отобразил этот образ через совмещения видеоарта и живописи, – говорит куратор выставки Ксения Пешехонова.

Репродукция Рафаэля висела в кабинете у Льва Толстого, у Достоевского. И фраза Федора Михайловича «красота спасет мир» посвящена именно «Сикстинской мадонне». Но, по мнению Александра Чурсина, наш мир настолько жесток, что красота его не спасет, а скорее сожрет. Вот такая метафора.

Атмосфера искупления

Впервые проект был показан в 2017 году в художественном музее имени Коваленко в Краснодаре. В Futuro задача была та же: с помощью аудио- и видеоинсталляций сформировать некое новое пространство. Но в нижегородской галерее с ее уникальным убранством этот проект смотрится по-новому и очень роскошно.

– Рафаэль писал свою картину для церкви, поэтому мы решили создать атмосферу католического храма, – рассказал Александр Чурсин. – Для Европы и всего мира вполне обычная практика проводить концерты и выставки в храмах, а в России это еще не стало мейнстримом. Нам показалось, что это будет интересно: зритель заходит во входную зону, там он видит некий алтарь, за ним исповедальня. Зритель видит, что там происходит, но до конца понять не может… получается такой вау-эффект. Само пространство галереи очень сложное и перетягивает на себя внимание, поэтому не хотелось его перегружать. Мы очень боялись за черную пленку, но нам нужен был эффект такой обветшалой церкви. На пленке образовались дефекты в виде подтеков, но это только сыграло нам на руку.

В этот раз белый зал галереи сыграл роль исповедальни изнутри. Здесь художник как бы отвечает за свои грехи и грехи всего человечества.

– Работа, которая там находится, немного провокационная, здесь она представлена в разобранном виде, а вообще она выставляется в виде креста и называется «Золотой век крестовых походов». Там изображены ядерные взрывы, теракты, выступления диктаторов и прочее. Здесь художник хотел отобразить влияние западной культуры на нашу, как продолжение влияния Рафаэля, как тоже представителя западной культуры только прошлых веков, – говорит Ксения Пешехонова.

Во время открытия выставки галерея Futuro решила отказаться от вступительного слова, вместо него сам художник исполнил свой авторский музыкальный DJ-сет. Александр Чурсин занимается абстрактным хип-хопом, это его собственные стихи и совершенно ему не свойственная манера изложения – в форме исповеди. Разработка этого проекта и само написание работ были навеяны тоном, и задавала его музыка, которую Александр Чурсин слушал. Собственно, из нее он решил сделать сет, чтобы зрители могли погрузиться именно в ту атмосферу, которую пережил сам автор.

Литургия в стиле техно

Главный зал галереи был наполнен картинами с поп-образами и «Черной картиной» в центре, а белый зал, как на контрасте, образами событий последних лет.

– В это раз высказывание получилось более полным, нежели в первый раз. Изначально это музыка, которой открывалась эта выставка, и в целом вся атмосфера возникли у меня в голове. Новые решения диктовало само пространство. Видеоинсталляцию мы снимали уже здесь, в галерее Futuro, устраивали мозговой штурм всем коллективом, как это должно выглядеть. Больше всего меня волновало исполнение моего сета, даже сам монтаж экспозиции и ее технические сложности не так выбивали меня из колеи. Мне показалась, стоя по ту сторону экспозиции, нам удалось создать атмосферу искупления. Все было так, как я себе и представлял: люди заходят, и начинает нагнетаться обстановка, и все эти вещи вкупе работают ярко и эффектно. Любые литургии любой конфессии, любого религиозного направления так или иначе, разными способами, вводят человека в транс, и таким образом какие-то идеи, духовные мысли могут проникать в адепта. И техно, на мой взгляд, это сейчас полноценная, сложно сказать, хорошая или плохая, но культура, которая находит себе все больше последователей, – считает Александр Чурсин.

– Мне кажется, это одна из самых смелых наших выставок. Мы долго решались на проект с Александром Чурсиным, и, мне кажется, очень здорово, что мы позволили нашему во многом консервативному городу показать классическую живопись (Чурсин входит в Союз художников) в совершенно новом свете. С помощью этого проекта мы рассуждаем об обществе потребления, о современном обществе и рассказываем, как мне кажется, об очень важных проблемах всего человечества. Галерее давно пора было встряхнуться, и эта огромная инсталляция – лучшее завершение выставочного сезона, которое мы могли придумать, – уверена арт-директор галереи Futuro Майя Ковальски.

Выставка продлится до 1 августа. 12+

Дарья Королева

Фото автора

  • 051 (1323) 20.06.2018

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru