Событие, которого давно ждали жители Приокского района, наконец-то произошло. Канализационный коллектор на Горной улице восстановлен, а дорога, перекрытая из-за его реконструкции, на прошлой неделе открыта.
Причины происшествия
Провал, захвативший часть дороги, бордюр и газон на Горной улице, образовался еще в сентябре 2015 года. Его устранили, но грунт провалился опять. И так было несколько раз.
Стали разбираться в причинах образовавшейся воронки. Сначала думали, что провал могли вызвать грунтовые воды и подземный ручей, оказалось, что ситуация намного сложнее. Воронка появилась из-за разрушения канализационного коллектора, который располагался на глубине 16 метров. Трубопровод, построенный в 1980-х годах, не выдержал тяжести новой дорожной развязки, а также изменений в дренажной системе, возникших при строительстве новых жилых домов.
Уникальный проект
Собственного опыта устранения подобных аварий у нижегородских специалистов не было, поэтому начали искать специалистов из других городов. Но и в других регионах нужных специалистов не оказалось.
– Нижний Новгород – первый город, который столкнулся с разрушением коллектора большого диаметра на такой глубине. Практики устранения этой проблемы у других городов не было. Поэтому проект по реконструкции коллектора на Горной улице уникален. Таких масштабных работ в стране еще не велось. – рассказал управляющий директор Нижегородского водоканала Александр Прохорчев.
Из-за отсутствия опыта ремонта подобных масштабов несколько раз сдвигался и срок строительно-монтажных работ. Специалистам приходилось пробовать различные технологии, выбирая то, что подходит для имеющейся в Нижнем Новгороде ситуации.
Укрепили и очистили
Работы на коллекторе начались в октябре 2015 года. Нижегородский водоканал направил канализационные стоки по временному коллектору – в обход поврежденного участка. К середине ноября, чтобы восстановить автомобильное движение, предприятие построило объездную дорогу – выезд с Горной улицы на проспект Гагарина через трамвайное кольцо.
А для проведения инженерно-геологических изысканий пригласили специалистов, в том числе из других регионов.
– Коллектор находится на большой глубине и в сложных гидрогеологических условиях: на глубине от 9 до 35 метров расположены так называемые плывуны (водонасыщенные грунты), – сообщили в Нижегородском водоканале. – Экспертный совет выбрал открытый способ реконструкции коллектора с устройством котлована и его укреплением по технологии «Стена в грунте». Преимущество данной технологии – возможность ремонта в условиях городской застройки.
По словам Александра Прохорчева, ответственность за восстановление коллектора была очень большая, поскольку любая ошибка могла привести к расширению и увеличению провала. Поэтому компании, посмотрев на сложность работ, уходили. Обязательства по восстановлению коллектора взяла на себя компания «Саровгидромонтаж». На площадку подрядчик вышел в октябре 2016 года.
Чтобы добраться до разрушенного коллектора, был вырыт котлован длиной 30 метров, шириной 11 метров, а высотой с пятиэтажный дом, рабочие вывезли 250 КамАЗов грунта.
На первом этапе ремонтники оградили котлован сваями и забили 24 буросекущихся свай. Поскольку водонасыщенный грунт мог расширить провал, грунт укрепили, сделав подушку из смеси цементного раствора и земли. На укрепление стенок ушло 1,5 тысячи кубов бетона, примерно столько же, сколько на укрепление фундамента Эйфелевой башни.
После того как удалось добраться до коллектора, сделав ряд уникальных операций, его прочистили. С момента строительства трубу не чистили ни разу, поэтому было вывезено 30 кубов иловых отложений.
Следующим шагом было не только восстановить, но и укрепить трубопровод в две стороны от места аварии на участке 270 метров. Для этого оборудовали еще один котлован, только меньшего размера: коллектор там залегал не так глубоко.
С помощью мощной лебедки в старую трубу спустили новые пластиковые трубы диаметром два метра. Всего потребовалось 54 трубы. Пространство между ними залили бетоном. Таким образом, трубопровод был укреплен. И может прослужить еще долгие годы. Потом восстановили разрушенную часть коллектора. В сентябре 2017 года прошел пробный пуск, подрядчик посмотрел, как работает трубопровод.
После этого «черную дыру», как называли котлован в городе, стали засыпать. Строители демонтировали возведенную ранее систему, засыпали в котлован 6 тыс. кубов, или 300 полных КамАЗов, песка. На засыпку ушел месяц. Как отмечают в Водоканале, восстановление провала вполне можно сравнить со строительством метро.
Движение пустили
На прошлой неделе дорога, которая действовала в 2015 году до образования провала, вновь открылась.
– Нижегородцы, а тем более приокчане, все два года спрашивали, когда же транспорт сможет вернуться на прежнюю дорогу. Эта схема движения была удобной, и транспорт на проспекте Гагарина не скапливался, – рассказал глава администрации Приокского района Виталий Ковалев. – Именно поэтому было решено восстановить прежнюю схему движения. Транспорт пойдет с проспекта Гагарина на Горную улицу. А выезд с отремонтированного участка возможен как в направлении площади Лядова, так и в направлении выезда из города.
– Движение по участку временной автомобильной дороги напротив дома 16 2а по проспекту Гагарина будет сохранено только в сторону проспекта Гагарина с нерегулируемым правым поворотом в направлении площади Лядова, – сообщили в администрации Нижнего Новгорода.
Дарья Светланова
Фото автора и Ивана Коцмана