Пилотный проект психологической помощи ученикам «Здоровое будущее» реализуется с сентября в первых и вторых классах 12 школ. Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов и ректор Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Николай Карякин на тематическом брифинге рассказали о том, как он работает.
Как отметил градоначальник, пилотный проект по раннему выявлению проблем психологической адаптации введен пока в школах № 8, 33, 35, 14, 30, 19, 151, 187, 186, 173, 44 и 47. Там проведено анкетирование желающих родителей, а также учителей. Они должны были с разных сторон описать поведение своих детей и воспитанников.
– Процесс адаптации – всегда очень тонкий момент. Думаю, многие родители сталкивались с ситуацией, когда им хотелось бы получить консультацию детского психолога, и теперь у них будет такая возможность. Это добровольный проект, в нем участвуют только заинтересованные родители и педагоги. На основании анкет специалисты ПИМУ, детские психологи, будут выявлять, есть ли необходимость помогать ребенку в адаптации, – объяснил мэр города.
По словам руководителя проекта «Здоровое будущее» врача-психиатра Оксаны Баландиной, в анкете учтены самые разные аспекты: успешность в учебе, особенности поведения, взаимоотношения со сверстниками, то, как ребенок внимателен на уроках, часто ли болеет.
– Это очень подробная анкета, которая поможет выявить сложности, которые возникли уже сейчас, или тревожные симптомы, которые могут привести в дальнейшем к сложностям в обучении, – заметила врач.
Владимир Панов подчеркнул, что для семей и для школ участие в проекте является совершенно бесплатным, финансируют его 50/50 город и область. Если пилотный проект будет успешным, со временем его распространят на все школы.
– Уже с завтрашнего дня психологи нашего вуза начнут проводить индивидуальные консультации с семьями, где у детей выявлены сложности адаптации. Затем, при необходимости и по желанию родителей, специалисты будут в течение трех месяцев заниматься с детьми, обучать их саморегуляции и эмпатии с использованием современных методик, – сообщил ректор Приволжского исследовательского медицинского университета Николай Карякин.
По его словам, с каждым годом требования общества к выпускникам растут, постоянно увеличивается нагрузка на школьников. И задача врачей – поддержать здоровье ребенка, чтобы растущие нагрузки шли ему только на пользу.
Дарья Светланова
Фото Алексея Манянина
Справка
По данным Института возрастной физиологии Российской академии наук, есть тенденция к увеличению числа детей с выраженными трудностями обучения. Дезадаптация в крайних случаях может привести к психопатии, суицидальным мыслям, асоциальному поведению, разного рода зависимостям. 70 процентов педагогов, родителей и школьных психологов считают школьные трудности сложной, волнующей и нерешенной проблемой. Проект реализуется в первых и вторых классах, так как наиболее эффективна ранняя помощь, когда нервная система ребенка достаточно пластична.