День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

О самой романтичной профессии во всех прозаических подробностях

Недавно в нашем городе проводился набор на курсы стюардесс и стюардов. И если на другие объявления «требуется…» можно не обратить внимания, то это никак не может остаться незамеченным. Во-первых, это одна из самых романтичных профессий. Во-вторых, стюардесса – символ элегантности и утонченности. Ну и, наконец, эта профессия предполагает большое количество путешествий и возможность увидеть весь мир. Мы познакомились с двумя нижегородцами, работавшими бортпроводниками воздушных судов (как официально называется эта профессия), и они нам рассказали все о своей работе. Итак, пристегните ремни, взлетаем!

Немцы изобрели бортпроводников, американцы сделали их женщинами

Бортпроводник – это специалист на самолетах, которые делают все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было максимально удобно и комфортно. Они ответственны за безопасность, а в случае какого-нибудь ЧП оказывают помощь. Первоначально пассажирами в полетах занимался второй пилот. Но это было рискованно и небезопасно. С 1928 года в Германии в экипаж стали включать третьего члена – бортпроводника. А с 1930-го в американских компаниях появились стюардессы – молодые и красивые девушки. Первой в мире стюардессой считается Элен Черч. Именно она 15 мая 1930 года впервые вышла в рейс Сан-Франциско – Чикаго.

В должностные обязанности первых «небесных ласточек» входило умение оказать медицинскую помощь, приветливо встречать пассажиров, взвешивать и самих пассажиров, и их багаж. А также стюардессы должны были таскать ведра с топливом для заправки лайнеров и помогать персоналу после полета закатить самолет в ангар. И еще: обязательно быть незамужними. И все равно, несмотря на трудность работы и высокие требования, от желающих девушек отбоя не было!

Современные требования к «воздушным ласточкам»

Сегодня у каждой авиакомпании свои требования к бортпроводникам, но имеются и общие. Первое – внешность: приятная и без изъянов, приятный тембр голоса и отсутствие речевых дефектов. Второе: отменное здоровье и хорошее зрение. Третье: коммуникабельность, эмоциональная сдержанность, толерантность. Ведь главное в работе – общение с пассажирами. Порою с очень разными.

Еще один важный критерий – владение языками: русским – идеальное, иностранными – приличное. Да это и в интересах соискателей – знаешь английский, немецкий, испанский – можешь летать на международных рейсах. (Тренды последнего времени – владение китайским, корейским и японским языками – такие работники вне конкуренции.) Конечно, имеются специальные курсы бортпроводников. Здесь изучают устройство самолета, умение пользоваться аварийно-спасательными средствами, как правильно подавать еду и сервировать тележку, безупречно выглядеть и с достоинством носить форму. Также дают элементарные знания по психологии. Например, уже при встрече и размещении пассажиров нужно отметить их настрой (один раздражен, второй растерян, третий спокоен и всем доволен) и найти к каждому индивидуальный подход. Всегда – улыбка и доброжелательность. Средняя зарплата стюардов – около 70–100 тысяч рублей.

Скажем несколько слов и о минусах профессии. Их немного: работа стоя и на ходу (за многочасовой перелет бортпроводник проходит по салону самолета несколько километров!), перепады температуры, нарушения режима (ночные и ранние утренние перелеты), смена климатических зон и часовых поясов, утомляемость и напряжение в полетах. Карьера женщин заканчивается примерно в 45 лет, мужчины могут летать до 50.

Как Евстигнеев и Хитяева в Горький летали

Нижегородка Роза Волкова работала стюардессой в 1970-е годы.

– Еще в школе хотела стать артисткой, ходила в кино три-четыре раза в неделю, – рассказывает Роза Александровна. – Посмотрела как-то фильм «Еще раз про любовь» со своей любимой Татьяной Дорониной в роли стюардессы и поменяла мечту. Мужественные летчики, стремительные самолеты и бесконечные путешествия!

Кстати, после этого культового фильма в СССР случился огромный интерес к профессии бортпроводницы.

– Зимой график был поспокойнее, а летом – самая горячая пора, все отправлялись в отпуск. Мне же особенно нравилось, что не знаешь, где окажешься завтра. Сегодня – Мурманск, завтра – Алма-Ата, послезавтра – Петрозаводск, а в выходные – Сочи! И в море успевали купаться, и основные достопримечательности посмотреть, – с восторгом вспоминает Волкова. – Еще увидела многих знаменитых людей. Особенно часто в Горький летали актеры Людмила Хитяева и Евгений Евстигнеев. Евгений Александрович обязательно заходил в кабину к пилотам, шутил, мог и коньячку выпить. А Хитяева всегда была модницей, мы смотрели, во что она одета и как накрашена, чтобы тоже современно и стильно выглядеть.

Радости и заботы внутренних рейсов

Еще один наш земляк Дмитрий Снежковой работал бортпроводником в 1990-е годы. Тогда этой профессии учили не в Нижнем, а в Куйбышеве (ныне Самаре), там был специальный Приволжский центр.

– С 1990 года с экипажем стали в целях безопасности летать милиционеры, – вспоминает Дмитрий Петрович. – А еще в советские времена существовали и межрайонные рейсы, сейчас об этом мало кто помнит. Я несколько раз летал в Гагино с экипажем «Три медведя»: и командир, и второй пилот, и бортмеханик носили фамилию Медведев. Летали в небольшом Ан-24. Аэропорт в Гагине маленький, деревянный, а уж про взлетную полосу и говорить не приходится. Тем не менее всех пассажиров доставили в целости и сохранности. Обратно в Горький нужно было везти школьников, они собирались по путевке на море, на отдых. А мест в самолете меньше, чем пассажиров. Девчонки стали плакать, экипаж в обход инструкций взял на борт всех.

Самое интересное путешествие у Снежкового было в Иркутск.

– У нас были свободные сутки, и мы с экипажем рванули на Байкал, – вспоминает нижегородец. – Подобной красоты не видел в жизни! Мечтали искупаться – не получилось, вода даже в августе холодная. Хотели поесть омуля – тоже не нашли. Зато грибов насобирали – уйму. Сварили вкусный грибной суп на костре. Вот этот день на Байкале запомнился на всю жизнь! А ребятам, которые думают об этой профессии, желаю обязательно попробовать. Действительно, необычная и замечательная работа, которая запомнится на всю жизнь. И желаю достигнуть небывалых высот во всех смыслах этого слова: и в работе, и в личной жизни!

Александр Алешин

Фото из интернета

  • 077 (1699) 22.09.2021

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru