День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Логопед поможет

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/budte-zdorovy/logoped-pomozhet#sigProGalleria30c6eeabab
joomlamodniyportal.ru

Детей, у которых имеются различные речевые нарушения, становится все больше. Самыми распространенными причинами медики называют нарушения внутриутробного развития, родовые и черепно-мозговые травмы, различные инфекционные болезни, которые перенесены ребенком в младенческом возрасте.

Когда пора же бить тревогу и обращаться за помощью к логопеду-дефектологу, а когда можно решить проблему своими силами или просто подождать? Давайте разбираться вместе.

Что есть норма

Родителям полезно знать норму речевого развития их малыша, это поможет им вовремя предпринять меры, если что-то пойдет не так. Конечно, развитие каждого ребенка индивидуально, все дети разные, но грубое отклонение от нормы — повод для консультации со специалистом. Тем более что многие речевые проблемы проще предотвратить, чем потом исправлять.

1 год:

— малыш понимает простые просьбы и выполняет простые требования;

— показывает разученные сюжетные действия (покажи у кисы глазки);

— появляются первые слова.

2 года:

— словарный запас ребенка — не менее пятидесяти слов;

— малыш понимает двухэтапную просьбу (возьми — принеси);

— начинает активно использовать предложения из двух слов.

3 года:

— словарный запас малыша до 250 слов и выше;

— использует множественное число существительных и глаголов;

— называет свое имя, пол, возраст;

— понимает значение простых предлогов.

4 года:

— словарь составляет от 250 до 3000 слов;

в разговоре использует 10–15 вариантов предложений;

— может рассказать о себе.

5 лет:

— ребенок правильно строит фразы и произносит все звуки (могут оставаться несформированными (или нарушенными) лишь 1–2 звука (чаще звуки [р], [рь], [л], реже [ш], [ж], [ч]).

Когда необходима помощь?

В любом из нижеперечисленных случаев необходимо обратиться за помощью к логопеду. Чем раньше ребенка посмотрит специалист, тем больше вероятность исправить речь.

— Ребёнку поставлен диагноз, при котором тонус мышц артикуляционных органов (так же как и других скелетных мышц) нарушен, и перемещение в пространстве ограничено (например, ДЦП).

— Ребёнок имеет диагноз, вследствие которого ожидается задержка психического развития (ЗПР) или умственная отсталость. Например, при генетических нарушениях.

— Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т. е. имеет место выраженный наследственный фактор.

— Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.

— Хирург детской районной поликлиники настоятельно рекомендует подрезать подъязычную связку (уздечку).

— Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова.

— Ребенок в 2,5 года произносит отдельные слова, нет фразы.

— Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.

— Пользуется упрощенными словами, меняет слоги в словах.

— У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.

— Малыш заикается.

— Ребенок уже занимался с логопедом, но и после 5 лет некоторые звуки не произносит.

— Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.

— Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова.

— Ребенок испытывает трудности в обучении чтению или у него имеются проблемы: читает медленно, с ошибками, часто придумывает конец слова или предложения.

— Ребенок при письме допускает много «глупых» ошибок (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!), хотя правила знает.

— После 6 лет сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.).

— Стойкая неуспеваемость по русскому языку у школьника. В этом случае необходимо логопедическое обследование, чтобы выяснить, нет ли у ребенка дисграфии, дислексии или дизорфографии.

Как найти?

Стоит заметить, что при достаточном распространении логопедических услуг найти хорошего специалиста не так и легко. Конечно, можно обратиться в любое дошкольное или школьное медицинское учреждение, в районную поликлинику. Большинство современных средних школ и детских садов имеют в штате логопеда. Но по государственной программе в детских учреждениях запланировано очень мало времени на проведение логопедических занятий, которых просто недостаточно для детишек с речевыми нарушениями.

Ищем специалиста

Итак, скорее всего, родителям придется самим заниматься поисками хорошего специалиста, и вот на что стоит обратить внимание.

1. Наличие диплома логопеда-дефектолога.

Хороший логопед должен иметь обязательные знания в области дефектологии, знать основы неврологии, психофизиологии (речь является высшей функцией психики ребенка и напрямую связана с мышлением), патопсихологии, нейропсихологии и других медицинских направлений. Эти знания дает только высшее образование. Поэтому не стоить стесняться попросить посмотреть документ, подтверждающий его. Доверять стоит дипломам высших педагогических институтов и университетов. Еще лучше, если педагог регулярно проходит курсы и тренинги повышения квалификации, что говорит о том, что он стремится развиваться в выбранной сфере.

2. Диагностика.

Чтобы начать занятия по исправлению речевых отклонений, логопед должен поставить диагноз, выявить причину речевой патологии. Это делается при плотном сотрудничестве с определенными врачами (психоневрологом, психологом, ЛОР-врачом), а не по внешним признакам. Если ребенку поставлен диагноз без проведения диагностических мер, значит, вы ошиблись в выборе специалиста.

3. Взаимоотношения педагога с ребенком.

Логопед может гарантировать результат только при наличии хорошего психологического контакта с подопечным. Поэтому обращайте самое серьезное внимание на отзывы самого ребенка о специалисте. Возможно, после первого занятия с педагогом ребенок будет чувствовать некоторый дискомфорт из-за новой обстановки. Но если даже после трех уроков малыш идет в кабинет к логопеду как на каторгу, стоит подумать о поиске другого, более подходящего специалиста.

4. Участие родителей.

Старайтесь сами присутствовать на занятиях, чтобы понимать, как продвигается работа по коррекции речи. Также обязательно занимайтесь дома с ребенком, выполняя упражнения логопеда. Речевой навык не приобретается за одно занятие, здесь важна постоянная тренировка. Поэтому, чтобы занятия с логопедом были эффективными и плодотворным, обязательно отрабатывайте с ребенком логопедические задания. Еще лучше, если вы найдете им применение в обычной жизни, ежедневных ритуалах.

5. Соберите рекомендации.

Обратитесь за помощью к людям из своего окружения. Вполне возможно, что малышу кого-либо из ваших знакомых уже помог хороший логопед и результаты работы заметны.

Логопед-дефектолог А. Гофман

  • 003 (1167) 18.01.2017

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru