Что есть норма
Родителям полезно знать норму речевого развития их малыша, это поможет им вовремя предпринять меры, если что-то пойдет не так. Конечно, развитие каждого ребенка индивидуально, все дети разные, но грубое отклонение от нормы — повод для консультации со специалистом. Тем более что многие речевые проблемы проще предотвратить, чем потом исправлять.
1 год:
— малыш понимает простые просьбы и выполняет простые требования;
— показывает разученные сюжетные действия (покажи у кисы глазки);
— появляются первые слова.
2 года:
— словарный запас ребенка — не менее пятидесяти слов;
— малыш понимает двухэтапную просьбу (возьми — принеси);
— начинает активно использовать предложения из двух слов.
3 года:
— словарный запас малыша до 250 слов и выше;
— использует множественное число существительных и глаголов;
— называет свое имя, пол, возраст;
— понимает значение простых предлогов.
4 года:
— словарь составляет от 250 до 3000 слов;
— в разговоре использует 10–15 вариантов предложений;
— может рассказать о себе.
5 лет:
— ребенок правильно строит фразы и произносит все звуки (могут оставаться несформированными (или нарушенными) лишь 1–2 звука (чаще звуки [р], [рь], [л], реже [ш], [ж], [ч]).
Когда необходима помощь?
В любом из нижеперечисленных случаев необходимо обратиться за помощью к логопеду. Чем раньше ребенка посмотрит специалист, тем больше вероятность исправить речь.
— Ребёнку поставлен диагноз, при котором тонус мышц артикуляционных органов (так же как и других скелетных мышц) нарушен, и перемещение в пространстве ограничено (например, ДЦП).
— Ребёнок имеет диагноз, вследствие которого ожидается задержка психического развития (ЗПР) или умственная отсталость. Например, при генетических нарушениях.
— Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т. е. имеет место выраженный наследственный фактор.
— Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
— Хирург детской районной поликлиники настоятельно рекомендует подрезать подъязычную связку (уздечку).
— Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова.
— Ребенок в 2,5 года произносит отдельные слова, нет фразы.
— Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.
— Пользуется упрощенными словами, меняет слоги в словах.
— У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.
— Малыш заикается.
— Ребенок уже занимался с логопедом, но и после 5 лет некоторые звуки не произносит.
— Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.
— Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова.
— Ребенок испытывает трудности в обучении чтению или у него имеются проблемы: читает медленно, с ошибками, часто придумывает конец слова или предложения.
— Ребенок при письме допускает много «глупых» ошибок (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!), хотя правила знает.
— После 6 лет сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.).
— Стойкая неуспеваемость по русскому языку у школьника. В этом случае необходимо логопедическое обследование, чтобы выяснить, нет ли у ребенка дисграфии, дислексии или дизорфографии.
Как найти?
Стоит заметить, что при достаточном распространении логопедических услуг найти хорошего специалиста не так и легко. Конечно, можно обратиться в любое дошкольное или школьное медицинское учреждение, в районную поликлинику. Большинство современных средних школ и детских садов имеют в штате логопеда. Но по государственной программе в детских учреждениях запланировано очень мало времени на проведение логопедических занятий, которых просто недостаточно для детишек с речевыми нарушениями.
Ищем специалиста
Итак, скорее всего, родителям придется самим заниматься поисками хорошего специалиста, и вот на что стоит обратить внимание.
1. Наличие диплома логопеда-дефектолога.
Хороший логопед должен иметь обязательные знания в области дефектологии, знать основы неврологии, психофизиологии (речь является высшей функцией психики ребенка и напрямую связана с мышлением), патопсихологии, нейропсихологии и других медицинских направлений. Эти знания дает только высшее образование. Поэтому не стоить стесняться попросить посмотреть документ, подтверждающий его. Доверять стоит дипломам высших педагогических институтов и университетов. Еще лучше, если педагог регулярно проходит курсы и тренинги повышения квалификации, что говорит о том, что он стремится развиваться в выбранной сфере.
2. Диагностика.
Чтобы начать занятия по исправлению речевых отклонений, логопед должен поставить диагноз, выявить причину речевой патологии. Это делается при плотном сотрудничестве с определенными врачами (психоневрологом, психологом, ЛОР-врачом), а не по внешним признакам. Если ребенку поставлен диагноз без проведения диагностических мер, значит, вы ошиблись в выборе специалиста.
3. Взаимоотношения педагога с ребенком.
Логопед может гарантировать результат только при наличии хорошего психологического контакта с подопечным. Поэтому обращайте самое серьезное внимание на отзывы самого ребенка о специалисте. Возможно, после первого занятия с педагогом ребенок будет чувствовать некоторый дискомфорт из-за новой обстановки. Но если даже после трех уроков малыш идет в кабинет к логопеду как на каторгу, стоит подумать о поиске другого, более подходящего специалиста.
4. Участие родителей.
Старайтесь сами присутствовать на занятиях, чтобы понимать, как продвигается работа по коррекции речи. Также обязательно занимайтесь дома с ребенком, выполняя упражнения логопеда. Речевой навык не приобретается за одно занятие, здесь важна постоянная тренировка. Поэтому, чтобы занятия с логопедом были эффективными и плодотворным, обязательно отрабатывайте с ребенком логопедические задания. Еще лучше, если вы найдете им применение в обычной жизни, ежедневных ритуалах.
5. Соберите рекомендации.
Обратитесь за помощью к людям из своего окружения. Вполне возможно, что малышу кого-либо из ваших знакомых уже помог хороший логопед и результаты работы заметны.
Логопед-дефектолог А. Гофман